Дирижерское образование получил в Ленинградской консерватории (класс Ильи Мусина) и в возрасте 23 лет одержал победу на конкурсе дирижеров Герберта фон Караяна в Берлине. В Кировском (Мариинском) театре начал свою карьеру в качестве ассистента дирижера у Юрия Темирканова. В 1978 году состоялся его дебют в опере «Война и мир», а несколько месяцев спустя в балете «Ромео и Джульетта». За ними последовали «Мазепа», «Князь Игорь», «Лоэнгрин», «Манон Леско», «Дон Жуан» и многие другие спектакли.
Творческие достижения Валерия Гергиева отмечены многочисленными званиями и наградами (в том числе званием народный артист России — 1996, лауреат Государственной премии — 1994, 1999). В 1996, 1997, 1998, 1999 годах Валерий Гергиев удостоен Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (номинация «Лучший дирижер»), а также премии имени Д. Д. Шостаковича и петербургской премии «Золотой софит» (в номинации «Лучшая дирижерская работа» — 1997, 1998).
Валерий Гергиев — создатель и художественный руководитель многих Международных фестивалей: музыкального фестиваля в Миккели (Финляндия), Роттердам Филармоник-Гергиев фестиваля (Голландия), фестиваля «Из Рима в Санкт-Петербург» (Италия), музыкального фестиваля Красного моря (Эйлат, Израиль), Киров/Филармония фестиваля (Лондон, Великобритания), фестиваля «За мир на Кавказе» (Владикавказ, Россия).
В числе последних работ Валерия Гергиева — две премьеры 219-го Мариинского сезона — «Щелкунчик» П. И. Чайковского и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского — Корсакова.
О своей работе над «Щелкунчиком» сам Маэстро Гергиев сказал так: «на мой взгляд, это одна из самых трагических партитур Чайковского. Как известно, балет возник незадолго до Шестой симфонии — предсмертного творения композитора. Музыка Щелкунчика многогранна и, как все великое, неисчерпаема. При каждом новом обращении к ней приоткрываются все более неожиданные пласты этой уникальной балетной симфонии. Я полагаю, что этот балет давно нуждается в том, чтобы с него сняли покров нарочитой детскости, ощущение детского утренника. Его музыка неизмеримо глубже, содержательнее, философичнее. Шемякина привлекла новизна музыкального прочтения. Мы открыли купюры, привели в соответствие с авторскими темпы, и музыка зазвучала совершенно по-иному — ломая стереотипы и раскрывая иные смыслы».
Нынешнее обращение к «Сказанию» Римского-Корсакова в Мариинском — четвертое за последние десять лет. И с каждой новой постановкой звучание партитуры"русского «Парсифаля» приобретает новый смысловой объем, становится все мощнее, гибче, проникновеннее.
«Благодаря дирижеру Валерию Гергиеву с первой ноты в музыке зазвучал трепетный, тончайший лиризм, одушевляющий оперу-мистерию — чистая, хрупкая душа, спрятанная в оболочке этого спектакля. Музыкальная интерпретация Китежа оказалась удивительно созвучна новой постановке, где каждая вспышка света и каждое погружение во тьму пронзительны. В последнем действии [?] есть только ожидание рая и видения, о которых говорит Феврония перед смертью. Но чудо преображения природы свершается в музыке, звучащей здесь так бесплотно, так отрешенно от земных трудов и страстей, что двери Невидимого града не могут не открыться ей навстречу».
Вечерний клуб
, 2-02-2001